Российские военные моряки в начале мая провели успешную операцию по освобождению 23 соотечественников из плена сомалийских пиратов на танкере «Московский университет». В результате, один из преступников был убит, остальные десять – отправлены в свободное плавание.
Безнаказанность сомалийских пиратов, которые угрожали жизни членам экипажа, вызвало недоумение со стороны российской общественности. Но военные представители сослались на то, что международное право не дает возможности судебного преследования морских разбойников.
Незадолго до этого, по инициативе России, в Совете Безопасности ООН приняли резолюцию, которую призвана создать международный или региональный судебный орган, в обязанности которого будет входить уголовное наказание за пиратство. Ведь пока что мало тех стран, которые готовы взять на себя расходы по содержанию корсаров на своей территории, а судить их в Сомали не имеет смысла – там просто нет тюрем.
Но создание международного суда не решит проблемы пиратства. Также как не может решить ее и военно-морской контингент в прибрежных водах Африканского Рога. Причину преступной деятельности сомалийцев нужно искать внутри самой страны. Голод и нищета – вот главные факторы, которые толкают местных жителей заниматься морским грабежом. И пока люди не будут накормлены и одеты, не стоит надеяться, что мировое сообщество военной силой задушит пиратство.
Сомали – страна, в которой царит полная анархия. В 1991 году тут началась гражданская война, которая длится до сих пор. Государственные законы здесь давно утратили силу, отсутствует всякая инфраструктура. Сегодня Сомали – это порядка 10 непризнанных территориальных образований, которые контролируются враждующими между собой полевыми командирами. Международные усилия по нормализации ситуации в стране за последних два десятилетия не принесли результатов. Миротворческие военные силы также не смогли урегулировать конфликт между различными группировками. Основная борьба ведется между умеренными и радикальными исламистами, которые сменяют периодически друг друга у руля власти.
Вообще, как таковой государственной власти в Сомали не существует. Она достаточно условна и распространяется только на небольшую часть территории в центре столицы Могадишо. Переходное правительство во главе с умеренным исламистом Шейхом Шарифом Ахмедом признается мировым сообществом как единственное легитимное.
В начале 2009 года, когда на пост главы страны был выбран Шейх Шариф Ахмед, полевые командиры связывали с его избранием большие надежды. Ранее нынешний президент являлся одним из лидеров радикальной группировки Союза исламских судов, которые всегда вели непримиримую повстанческую борьбу против действующей власти. Но даже бывшего своего соратника исламисты поддержать отказались. Не помогло и заявления Шейха Шарифа Ахмеда о том, что в Сомали вводятся законы шариата – одно из условий Союза исламских судов.
В мае 2010 году ООН решило приостановить продовольственную программу для Сомали, в связи с участившимися нападениями на сотрудников организации и грабежа гуманитарной помощи. Мирные жители вынуждены становится беженцами. Ежегодно соседняя Кения принимает более 50 тысяч сомалийских граждан.
Война в этой африканской стране прекратится лишь тогда, когда враждующие стороны смогут договориться. Надеяться на то, что у группировок рано или поздно закончится оружие, не приходится. Уж слишком это прибыльный бизнес, в котором задействовано множество людей во всем мире. Не исключено, что исламские группировки имеют покровительство со стороны международных террористических организаций. Введение иностранных военных сил еще больше подорвет внутреннюю обстановку, к тому же, это вмешательство в другое государство, на что никогда не согласится ни одна цивилизованная страна.
Единственным возможным решением урегулирования ситуации является мирное соглашение между полевыми командирами, которые контролируют различные регионы страны. И начинать разговор нужно с пересмотра государственного устройства. Так как власть терять вряд ли кто-то захочет добровольно, то приемлемой формой государственного управления может стать конфедерация, при которой каждой регион сохранит за собой суверенитет и независимость. Кроме того, подобное соглашение позволит объединить совместные усилия по борьбе с террористическими группировками внутри страны. Когда такие меры будут приняты, то станет возможным и введение миротворческих сил, что позволит нормализовать обстановку для дальнейшего экономического развития Сомали и поставок гуманитарной помощи.
Что же касается силовой борьбы с пиратством, то сколько бы военных в Аденском заливе не находилось, толку от этого будет немного. Для местных жителей морские разбои – единственный способ, который помогает сводить концы с концами. Лишь когда произойдет экономический подъем Сомали и люди смогут зарабатывать деньги легальным путем, тогда проблема пиратства исчезнет сама собой. А это возможно лишь после прекращения войны и сотрудничества отдельных регионов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий