пятница, 21 мая 2010 г.
РАЗЪЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО
В 2010 году Шотландия намерена принять решение о выходе из состава Соединенного Королевства. По крайней мере, такую задачу перед собой поставил нынешний глава местного правительства Алекс Сэлмонд. Чтобы осуществить задуманное, идею о независимости должно поддержать большинство шотландцев на референдуме, который запланирован на 30 ноября.
Вопрос о проведении референдума стал бурно обсуждаться после 2007 года, когда выборы в местный парламент с минимальным перевесом выиграла Шотландская национальная партия во главе с Алексом Сэлмондом. До этого неизменной поддержкой населения всегда пользовались лейбористы. В послевоенные годы здесь никогда не побеждали другие партии. Шотландцами были два предыдущих лейбористских премьера Британии - Тони Блэр и Гордон Браун. Но непопулярная война в Ираке подорвала доверие избирателей, что обеспечило победу сторонникам самостоятельной политики.
Получив власть, лидер националистов Алекс Сэлмонд пообещал провести референдум не позднее 2010 года. Мол, хватит Эдинбургу советоваться с Лондоном, что делать, а что нет, пора бы шотландцам самим решать свою судьбу. С этой мыслью в 2007 году были согласны 45% населения, а еще 18% - поддерживали идею о независимость с некоторыми оговорками. Ситуация кардинально изменилась после 2008 года, когда Великобританию охватил мировой экономический кризис. Когда стало понятно, что с финансовыми проблемами можно справиться только совместными усилиями, сторонников отделения от Соединенного Королевства набралось лишь 28%.
Вообще, идея о независимости Шотландии не новая. Гордая нация никогда не могла согласиться с ролью покоренного народа. Да и сама Шотландия обладает всеми признаками настоящего государства. В 1999 году спустя почти 300 лет снова был создан национальный парламент в Эдинбурге, который занимается вопросами юстиции, здравоохранения, образования, сельского хозяйства. Имеется свой фунт, который принимается для оплаты наравне с английским в других частях Королевства. В Шотландии есть своя независимая пресвитерианская церковь, к которой принадлежит около 40% населения страны, остальные 60% - католики. 100 тысяч жителей разговаривает на гэльском языке. Есть даже собственные ассоциации по футболу и регби.
Помимо этого, в Шотландии хорошо развито судостроение, рыболовство, электронная промышленность. Много туристов приезжает увидеть знаменитое Лохнеское чудовище, поглазеть на мужчин в килтах, выпить знаменитого виски. Но, пожалуй, самым главным «признаком» независимости являются 90% залежей всей британской нефти и газа на шотландском шельфе, доходы от реализации которых приходится делить с остальными частями Королевства. Именно этот факт не дает покоя националистам, которые настаивают на том, чтобы вся прибыль оставалась в местной казне, а это 600 миллионов фунтов ежегодно. К тому же, располагая природными ресурсами, регион может не сомневаться в энергетической безопасности.
Казалось бы, все факты говорят за скорейшее отделение от Великобритании. Но не тут-то было. Эдинбург ежегодно получает от Лондона дотации около 10 миллиардов фунтов стерлингов. Никакие нефтяные доходы не покроют бюджетную дыру в случае отделения. А в период кризиса рисковать благосостоянием своих людей из-за большой гордости, никто не станет. Это прекрасно понимают и сами шотландцы. Если кому-то и выгодна независимость северной части Королевства, то только англичанам, которые в основном на своих плечах тащат экономику страны. Это мнение подтверждают и последние опросы, которые показывают, что 59% жителей Англии желают отделения Шотландии и Уэльса.
В ноябре прошлого года национальная партия во главе с Алексом Сэлмондом издали так называемую «Белую книгу», в которой изложили альтернативные варианты существования Шотландии в составе Великобритании. На референдум предлагается вынести три вопроса: сохранение нынешней ограниченной автономии, расширение этой автономии или полная независимость. Первоначально, националисты надеялись провести голосование в марте месяце, но позже дату перенесли на 30 ноября, хотя и в этот день оно может не состояться. Ведь решение о проведении референдума сначала должен одобрить шотландский парламент, что еще недавно было из рода фантастики.
Все дело в том, что националистам принадлежит всего 47 парламентских мест, которых поддерживают «зеленые» с 2-мя голосами. Всего на одно место меньше у лейбористов – 46, которые вместе с консерваторами и либерал-демократами составляют большинство (всего 79 голосов). До всеобщих парламентских выборов в Великобритании, оппозиционные партии выступали за целостность страны, но после 6 мая политическая расстановка сил в Шотландском парламенте может резко поменяться.
Лейбористы власть в Лондоне уступили консерваторам. Не нашли поддержки лейбористы в этот раз даже в Шотландии, жители которой проголосовали на всеобщих выборах за либерал-демократов и националистов. Но, тем не менее, пока что они сохраняют большое влияние в местном парламенте в Эдинбурге. Выборы в Шотландии состоятся весной следующего года, и лейбористы предпримут большие усилия, чтобы сохранить свой авторитет. Поэтому, вероятнее всего, чтобы укрепить позиции, они пойдут на сотрудничество с Национальной партией, и вынуждены будут согласиться на некоторые условия Алекса Сэлмонда, в том числе и на решение о проведении референдума о независимости. К тому же, как показали выборы 6 мая, националисты все еще пользуются популярностью среди населения, и союз с ними сыграл бы на руку лейбористам в преддверии национальных выборов.
Но тесное сотрудничество двух ведущих партий Шотландии вовсе не означает, что референдум о независимости состоится в ноябре 2010 года. Скоропоспешное решение о его проведении сыграет против националистов. Ведь идею об отделении региона поддерживает меньшая часть населения, и результаты голосования рискуют стать провалом политики Алекса Сэлмонда. Зато лейбористов такое положение вещей устроило бы, ведь они никогда не хотели разъединений, а лишь шли на уступки в борьбе за власть. Поэтому Алекс Сэлмонд и его партия будут дожидаться более подходящего момента для проведения референдума. Такой момент уже был в 2007 году, до наступления финансового кризиса, но националистам не удалось заручиться поддержкой остальных партий. Теперь на мнение шотландцев может повлиять лишь экономический рост региона и нелепая политика Лондона. Шотландская национальная партия, скорее всего, сохранит за собой весомое число мест в парламенте после выборов в 2011 году, так как именно она является основным двигателем самостоятельной политики, что для гордых шотландцев играет не последнюю роль. Поэтому разговоры о независимости будут иметь продолжение и дальше. Но рассчитывать на отделение Шотландии и проведение референдума в ближайшее время не приходится. Уж слишком большая цена этой затеи.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий